Меню Закрыть

Мониторинг и нормативно-правовое регулирование организации питания обучающихся

На сегодняшний день одной из основных задач ОГКУ «Агентство социального питания» является проведение мониторинга организации питания в образовательных организациях и соблюдения региональных нормативных правовых актов по вопросам организации питания. В частности 15.04.2022 г. принято распоряжение Правительства Ульяновской области №182-пр «Об отдельных мерах по совершенствованию питания обучающихся в общеобразовательных организациях на территории Ульяновской области».

Распоряжением установлены следующие меры:

  • Утверждена методика определения стоимости продуктового набора и услуги питания для обеспечения единого подхода к ценообразованию.
  • Утверждено типовое региональное меню для организации питания учащихся общеобразовательных организаций.
  • Предусмотрена обязанность областных учреждений при заключении контрактов включать в проекты контрактов типовое меню, условия контрактов согласовывать с ОГКУ «Агентство социального питания», сократить сроки оплаты по контрактам до 7 рабочих дней, включать положения по авансированию.
  • Всем органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области рекомендовано принять аналогичные правовые акты на муниципальном уровне.

ОГКУ «Агентство социального питания» с начала учебного года совместно с Министерством просвещения и воспитания Ульяновской области на постоянной основе проводится мониторинг организации питания в общеобразовательных организациях Ульяновской области. В первую очередь мониторинг проводился в учреждениях, указанных в результатах Всероссийского опроса о качестве питания в образовательных организациях по Ульяновской области, проводимого ОНФ в 2022 году.

Выездным мониторингом были охвачены общеобразовательные организации г. Ульяновска, г. Димитровграда, г. Новоульяновска, МО «Чердаклинский район», МО «Радищевский район», МО «Цильнинский район», МО «Карсунский район», МО «Майнский район». Основные жалобы граждан в результатах опроса касались качества питания (не вкусно), температуры блюд, недостаточных размеров порций, грязной посуды. В целом жалобы и замечания, представленные в опросе, при проведении мониторинга не подтвердились, муниципальные образовательные организации приняли меры по устранению замечаний, которые направлялись им в июле 2022 года.

В течение сентября 2022 года ОГКУ «Агентство социального питания» осуществляло также и документарный мониторинг организации питания в части соблюдения норм распоряжения Правительства Ульяновской области № 182-пр.

  1. О принятии муниципальных правовых актов.

По состоянию на сегодняшний день МО «Радищевский район» отказался принимать аналогичный муниципальный акт. В 13 муниципальных образованиях нормативные акты соответствуют нормам Распоряжения. В 9 муниципальных образованиях нормативные акты не в полном объеме соответствуют нормам Распоряжения. В 1 муниципальном образовании – «Кузоватовский район» МНПА проходит доработку на включение в МНПА авансирования по контрактам,  включение в МНПА типового регионального меню.

   № п/п Наименование муниципального образования Информация по НПА
1. «Кузоватовский район» Проводится доработка МНПА на включение положений об использовании типового регионального меню, включение в контракты авансирования и сокращения сроков оплаты по контрактам.
2. «Инзенский район» Не включены положения об использовании типового регионального меню, включения в контракты авансирования и сокращения сроков оплаты по контрактам.
3. «Карсунский район» Не включено положение об использовании типового регионального меню
4. «Майнский район» Не включено положение об использовании типового регионального меню, включения в контракты авансирования
5. «Николаевский район» Носит рекомендательный характер
6. «Новомалыклинский район» Не включено положение об использовании типового регионального меню
7. «Новоспасский район» Не включены положения об использовании типового регионального меню, включения в контракты авансирования и сокращения сроков оплаты по контрактам.
8. «Радищевский район» Отказались принимать
9. «Старомайнский район» Носит рекомендательный характер
10. «Сурский район» Не соответствует Распоряжению
11. «Ульяновский район» Не соответствует Распоряжению

 

  1. Методика определения стоимости питания.

В муниципальных правовых актах должна быть закреплена методика определения стоимости питания для обеспечения права детей на получение полноценного горячего питания независимо от источника финансирования – местный бюджет или региональный бюджет. Мониторинг показал, что в этой части нормы распоряжения выполняются не во всех муниципальных образованиях.

В соответствии с расчетами, произведенными Министерством просвещения и воспитания Ульяновской области для подведомственных организаций, стоимость обедов для учащихся 1-4 классов составляет 96,71 руб. (продукты питания) или 116,05 руб. (продукты питания + услуга). Аналогично стоимость завтрака для учащихся 1-4 классов составляет 83,28 руб. (69,4 руб. – продукты питания), стоимость обеда для учащихся 5-11 классов – 137,56 руб. (114,63 руб. продукты питания).

Мониторинг показал, что в большинстве муниципальных образований стоимость питания за счет средств местных бюджетов значительно ниже расчетной, что говорит о неиспользовании методики определения стоимости и отсутствия корректировки стоимости в 2022 году. Отдельно в негативном плане можно отметить Инзенский, Карсунский районы, где стоимость питания составляет 20-30 руб. В ряде муниципалитетов стоимость питания составляет 50-55 рублей.  Стоимость питания соответствует расчетной только в г. Ульяновске, г. Димитровграде, Павловский район, Новоспасский район, Старомайнский район, Ульяновский район.

 

№ п/п Наименование муниципального образования Информация о стоимости питания
1. «город Ульяновск» завтрак — 82-88 руб., обед — 116-134 руб.
2. «город Димитровград» завтрак – 82-88 руб., обед – 116-134 руб.
3. «город Новоульяновск» завтрак – 60-112 руб., обед – 116,05 руб.
4. «Базарносызганский район» завтрак – 56,63 руб., обед – 96,71 руб.
5. «Барышский район» завтрак – 54,46 руб., обед – 79,29-96,71 руб.
6. «Вешкаймский район» завтрак – 58,02 руб., обед – 96,71 руб.
7. «Мелекесский район» завтрак – 54,46-80 руб., обед – 70-100 руб.
8. «Павловский район» завтрак — 63 руб., обед – 96,71 руб.
9. «Сенгилеевский район» завтрак — 56,59-67,70 руб., обед — 96,71  руб.
10. «Старокулаткинский район» завтрак — 60-75 руб., обед — 96,71-120 руб.
11. «Тереньгульский район» завтрак – 50-69,07 руб., обед – 70-96,71 руб.
12. «Цильнинский район» завтрак – 80-99,69 руб., обед — 80-99,69 руб.
13. «Чердаклинский район» завтрак – 56,63 руб., обед – 96,71 руб.
14. «Кузоватовский район» завтрак – 49,50 руб., обед – 83,28 руб.
15. «Инзенский район» завтрак – 15-20 руб., обед – 70-96,71 руб.
16. «Карсунский район» завтрак – 30-60 руб., обед – 60-96,71 руб.
17. «Майнский район» завтрак – 58,90 руб., обед – 96,71 руб.
18. «Николаевский район» завтрак – 56,63 руб., обед – 96,71 руб.
19. «Новомалыклинский район» завтрак — 56,63  руб., обед – 96,71  руб.
20. «Новоспасский район» завтрак – 63-86,77 руб., обед – 89,32-122,11 руб.
21. «Радищевский район» завтрак – 26,42-61 руб., обед – 75-96,71 руб.
22. «Старомайнский район» завтрак — 70 руб., обед – 88,13-96,71 руб.
23. «Сурский район» завтрак — 52 руб., обед – 96,71 руб.
24. «Ульяновский район» завтрак – 69,4 руб., обед – 96,71 руб.

 

  1. Соблюдение типового регионального меню.

В ходе выездных мониторингов и выборочного анализа информации, размещенной на сайтах образовательных организаций, выявлено, что в части использования типового регионального меню в большинстве образовательных организаций питание учащихся 1-4 классов за счет средств федерального бюджета осуществляется с использованием типового меню. При этом отмечались отдельные замены блюд, особенно в первые недели учебного года.

Питание детей за счет средств местного бюджета из-за выделения средств в меньшем размере осуществляется практически во всех муниципальных образованиях либо по собственному меню, либо используется упрощенное меню на основе типового регионального меню.

При этом необходимо отметить, что по сравнению с предыдущим учебным годом ситуация изменилась в лучшую сторону – в прошлом учебном году типовое меню использовалось менее, чем в половине муниципальных образований даже при организации питания учащихся 1-4 классов.

К сожалению, в ходе мониторинга мы видели отдельные факты, например, в г. Ульяновске, когда образовательные организации, выходя на конкурсные процедуры по организации питания детей 1-4 классов, не прикладывали меню к контрактам или прикладывали собственное меню, нарушая не только региональное распоряжение, но и муниципальные постановления. По этим фактам направлялась информация в Прокуратуру, в результате проведения проверок школы сейчас вносят изменения в контракты.

 

№ п/п Наименование муниципального образования Информация о соблюдении типового регионального меню
1. Ульяновск Типовое меню, Типовое меню с изменениями, Собственное меню
2. Димитровград Типовое меню
3. Новоульяновск Типовое меню с изменениями
4. Базарносызганский район Типовое меню, Типовое меню с изменениями
5. Барышский район Типовое меню
6. Вешкаймский район Типовое меню
7. Инзенский район Типовое меню с изменениями, Собственное меню
8. Карсунский район Типовое меню, Типовое меню с изменениями
9. Кузоватовский район Типовое меню
10. Майнский район Типовое меню, Типовое меню с изменениями
11. Мелекесский район Типовое меню
12. Николаевский район Типовое меню с изменениями, Собственное меню
13. Новомалыклинский район Типовое меню
14. Новоспасский район Типовое меню
15. Павловский район Типовое меню
16. Радищевский район Типовое меню, Типовое меню с изменениями
17. Сенгилеевский район Типовое меню, Типовое меню с изменениями
18. Старокулаткинский район Типовое меню, Типовое меню с изменениями
19. Старомайнский район Типовое меню
20. Сурский район Типовое меню
21. Тереньгульский район Типовое меню, Типовое меню с изменениями
22. Ульяновский район Типовое меню
23. Цильнинский район Типовое меню, Типовое меню с изменениями, Собственное меню
24. Чердаклинский район Типовое меню, Типовое меню с изменениями, Собственное меню

 

Как показывают данные мониторинга, имеются системные проблемы по обеспечению единых подходов по организации питания школьников в муниципальных образованиях Ульяновской области, так как нормативные правовые акты, принимаемые Правительством Ульяновской области, Министерством просвещения и воспитания Ульяновской области являются обязательными только для государственных учреждений, для муниципальных образований они носят рекомендательный характер. Их соблюдение полностью определяется исполнительской дисциплиной на местах. На сегодняшний день исполняют нормы региональных актов только государственные организации, подведомственные Министерству просвещения и воспитания Ульяновской области.

Для исправления ситуации принято решение о необходимости разработки регионального закона, регламентирующего организацию питания детей в тех областях, которые не урегулированы федеральным законодательством. В настоящее время проект разработан, проходит его обсуждение и корректировка совместно с  Министерством просвещения и воспитания Ульяновской области и государственно-правовым управлением администрации губернатора Ульяновской области.

Основные положения, отраженные в проекте закона:

  • Нормы закона распространяются на все учреждения, где имеются организованные детские коллективы и осуществляется питание детей, за исключением медицинских учреждений.
  • Закрепляется статус ОГКУ «Агентство социального питания» как уполномоченного органа по вопросам проведения мониторинга, согласования контрактов, меню, разработки проектов НПА в сфере питания детей и т.д.
  • Установлены требования к организации питания детей – соблюдение типовых меню и характеристик продуктов питания в соответствии с ГОСТами, согласование контрактов и изменений в меню с уполномоченным органом, определен режим питания детей, определены требования к питанию детей с заболеваниями, учет конструктивно-планировочных решений пищеблоков и т.д.
  • Установлено, что Правительство Ульяновской области утверждает типовые меню для всех категорий детей и всех типов организаций, характеристики продуктов, перечень блюд, стандарты и т.д.
  • Закреплена методика определения размера финансовых затрат, связанных с организацией питания.
  • Закрепляется право родителей осуществлять родительский контроль и особенности проведения такого контроля.

 

Материалы